|
«Зеленый фургон», СССР, Одесская к/ст,1959, ч/б, 82 мин.
Приключенческий фильм. 1920 год. После многократной смены власти, в Одессу вошла наконец Красная армия. У новой рабоче-крестьянской милиции не было опыта в работе. Поэтому в ее рядах были люди чаще всего - случайные и неумелые, среди которых и бывший гимназист Володя Козаченко, юноша из интеллигентной семьи, страстно желающий помочь Советской власти. Кража вокзальных часов во время Гражданской войны прославила одесского вора Федьку-быка. Но он не догадывался, что те три талера, которые он за них выручил, перевернут жизнь гимназиста Володи, который и становится сотрудником уголовного розыска. По непознаваемой прихоти жития культуры в народе, из всех звезд, зажженных Одесской киностудией, только одной актрисе - Вере Холодной - и только одному фильму - "Зеленому фургону" - поставлены в Одессе памятники. Хотя многие одесситы этого слова не любят. "Памятники - это на кладбище, - говорят они, - а у нас - скульптуры". Комбинатор, механик и человек с гусем восседают в авто, еврей из анекдота смотрит в небо через часовую лупу, рыбак и рыбачка торгуют рыбой с шаланды, а бандит и два мента несутся в еще не позеленевшем от патины фургоне. Он снят на Одесской киностудии дважды, с интервалом в четверть века. О том, что фильму предшествовала книга, сейчас знают только специалисты. "Поскольку наш народ в массе своей неграмотен, то из всех искусств для нас важнейшим является кино", - сказал однажды о великом немом великий извращенный. Александр Козачинский, собственно, не писатель, я сейчас расскажу, кто, написал всего несколько рассказов и одну небольшую повесть. Его судьба тесно переплетена с судьбой другого великого одессита. Гимназический одноклассник, коллега по службе в одесском угрозыске, тюремщик, освободитель, протектант на ПМЖ в Москве, литературный покровитель, прототип персонажа - всем этим был для Козачинского Евгений Петров. В начале двадцатых годов Козачинский ушел из милиции в бизнес - стал главарем банды. В повести он воссоздал одну из своих личин под именем Красавчик, - Козачинский действительно по жизни был необыкновенно красив. Поймал его лично Петров, он же после расстрельного приговора суда приложил все силы, чтобы отмазать друга-врага. В 1925 году Козачинский вышел по амнистии и с тех пор ни к милиции, ни к налетам не возвращался. Как говорили тогда - перевоспитался. Петров, уже не опер, а журналист, встретил Козачинского у выхода из тюрьмы с билетом на московский поезд. Их звал "Гудок". Побывавший ментом, бандитом, и тем, и другим одновременно, Козачинский смог сделать анализ своего и чувствуемого, и виденного, развести перемешанное в жизни и разлить в три разных сосуда. Красавчик - бандит и налетчик. Яркая внешность вызывает ложные ассоциации с благородством, которым от него и не пахнет. Он не соблюдает ни государственных, ни нравственных, ни, тем более, мифических воровских законов, предает столько раз, сколько это ему нужно, не обязательно из корысти, а просто из лихости, из мгновенного порыва. Козачинский был ментом в Балте, увидел жирный куш, который мельник привез начальнику милиции - 16 пудов зерна в том самом зеленом фургоне. Взяткой было только зерно, но Козачинский угнал все, вместе с лошадьми и фургоном, разом предав всех, кого только можно было, в тот момент жизни. Менты из другого райотдела поймали его и, естественно, разворовали все добро. Тогда-то он и создал свою банду. Второй в этой странной компании - Патрикеев - романтик, пламенный революционер, борец за всеобщую справедливость на основе единственно верного учения, неутомимый искатель Истины. Его герой - Шерлок Холмс - символ благородства, неподкупности, законности и криминалистики. Его прототип - Евгений Петров - погиб на фронте в Великую Отечественную. Пассионарии Холмсы и Патрикеевы неподвластны ни соблазнам жизни, ни мгновенным порывам, их невозможно купить, только убить, но сделать это далеко не всегда удается сильным мира всего. Не случайно в фильме 80-х годов (режиссер-постановщик Александр Павловский) Патрикеева играет Дмитрий Харатьян. Третий - рядовой милиционер Грищенко. Изучая его следы с шерлок-холмсовской лупой, Патрикеев замечал, что больше всего их в районе базара, особенно у лотков с самогоном и салом. Образ Грищенко получился у Козачинского очень уж симпатичным. По "стандартам" 38-года он должен быть отвратительным отрицательным мещанином. Кино могло бы это "подправить", но первый фильм - режиссера Генриха Габая - Одесская киностудия сняла в хрущевскую оттепель, когда идеологические установки уже были иными. Грищенку играет Юрий Тимошенко - великий Тарапунька. Во втором фильме - не менее обаятельный Бронислав Брондуков. По материалам сайта «Культура» В ролях: Владимир Колокольцев - Володя Козаченко Виктор Мизиненко - Виктор Прокофьевич Шестаков Николай Волков - отец Володи Юрий Тимошенко - Грищенко Ольга Лысенко - Маруся Цымбалюк Василий Векшин - Красавчик Дмитрий Милютенко - дед Тарас Роман Филиппов - Федька Бык Вадим Захарченко - Горобчик Константин Кульчицкий Александр Луценко Дмитрий Иванов В. Шугаев И. Максимов Режиссер: Генрих Габай. Автор сценария: Григорий Колтунов. Оператор: Радомир Василевский. Художники-постановщики: Ирина Гуртих, Сергей Жаров. Композиторы: Борис Карамышев, Игорь Якушенко. Звукорежиссеры: Борис Морозевич, Игорь Скандер. Монтаж: Т. Дон, Э. Майская. |