|
«Место встречи изменить нельзя», СССР, Одесская киностудия, 1979, цв.366 мин. Детективный телесериал. Название фильма стало фразеологическим выражением. В основе сериала — роман братьв Вайнеров «Эра милосердия», который воспроизводит перипетии борьбы органов правопорядка с бандой «Черная кошка», наводившей страх на москвичей в первые послевоенные годы. Милосердие олицетворяет в сериале, поставленном Станиславом Говорухиным, только что пришедший в угрозыск фронтовик Шарапов. Он не считает, что подозреваемый преступен, пока вина его не доказана, потому вызывает доверие задержанных. Жеглова блистательно сыграл Владимир Высоцкий. Его харизма настолько сильна, что Говорухин не включил в картину финальную сцену диалог двух главных героев, в которой должна была окончательно утвердиться правота позиции Шарапова. Слова Жеглова "для кого я это сделал - для себя, для свата, для брата?", "вор должен сидеть в тюрьме, и не важно, каким способом я его туда посажу" зрителю оказались понятнее, чем идеалистические, но вполне справедливые суждения Шарапова. Не потому ли и сейчас наш закон - все тот же кистень? Режиссеру фильма удалось поразительно точно передать атмосферу первых послевоенных лет не только благодаря декорациям и костюмам, но и главным образом запоминающимся типажам, неповторимому говорку московских окраин, деталям быта. Сериал после первого же показа прочно завоевал зрительские симпатии. В ролях: Владимир Высоцкий – Глеб Жеглов Владимир Конкин – Владимир Шарапов Наталья Данилова - Варя Синичкина Андрей Градов – Коля Тараскин Александр Милютин - Вася Пасюк Лев Перфилов – Гриша Ушивин Алексей Миронов - Александр Иванович Копытин Евгений Леонов-Гладышев – Вася Векшин Павел Махотин – представитель прокуратуры, Павел Владимирович Евгений Стежко – Топорков Сергей Юрский – Иван Сергеевич Груздев Юнона Карева – Галина Желтовская, жена Груздева Светлана Светличная – Надя, сестра Груздевой Станислав Садальский – Костя Сапрыкин, "Кирпич" Лариса Удовиченко – Мария Афанасьевна Колыванова («Манька-Облигация») Леонид Куравлев – Валентин Бисяев («Копчёный») Евгений Евстигнеев – Петр Ручников, "Ручечник" Екатерина Градова – Светлана Петровна Волокушина Александр Белявский – Фокс Наталья Фатеева – Ирина Карловна Соболевская Армен Джигарханян – "Горбатый" Виктор Павлов – Левченко Иван Бортник – "Промокашка" Олег Савосин – Алексей Диомидович Тягунов Александр Абдулов – «Лошак» Владимир Жариков – бандит с ножиком Валерия Заклунная – Клавдия, подруга Карпа Татьяна Ткач – Аня Наталья Ченчик – лже-Аня Зоя Василькова – ограбленная Валерий Янклович – администратор Наталья Петрова – Марианна Нина Озорнина – барменша Наталья Крачковская – куплетистка Валентин Кулик – куплетист Генрих Осташевский – генерал Зиновий Гердт – Михаил Михайлович Бомзе, сосед Шарапова Николай Слесарев – Липатников Петр Петрович Нина Корниенко – соседка Шура Миша Епифанцев – внук сторожа В. Евченко – сторож Н. Зайцева - Воробьева Аркадий Свидерский - сотрудник отдела Пьер Оссейн - беспризорник Григорий Всеволодов - швейцар Элля Ярошевская - дама из ресторана Н. Попова - сотрудница ограбленного магазина Валерий Бассэль Рудольф Мухин - бандит-водитель Владимир Туманов - лейтенант в ресторане Наталья Дарьялова - дама с лейтенантом Ира Гоменюк - Лидочка Воробьева Елена Укращенок - девушка в сквере Сергей Мазаев - оркестрант Е. Загорянская - няня в приюте Игорь Старков - сосед Шарапова Лариса Гузеева - танцующая в ресторане Феликс Кроль Сергей Милованов Олег Федулов - убийца Векшина Владимир Гольдман Режиссер: Станислав Говорухин. Авторы сценария: Георгий Вайнер, Аркадий Вайнер. Оператор: Леонид Бурлака. Художники-постановщики: Валентин Гидулянов, Михаил Безчастнов. Композитор: Евгений Геворгян. Исполнение песен: Леонид Утесов. Звукорежиссер: Анатолий Нетребенко. Монтаж: Валентина Олейник. Диплом жюри «За талантливую режиссуру» (С.Говорухин) ВТФ в Ереване-81; Государственная премия СССР (1987, удостоен В.Высоцкий за создание образа Жеглова и авторское исполнение песен). В воскресенье, 11 ноября 1979 г., в 19.55 по первой программе ЦТ начался показ первой серии многосерийного телефильма «Место встречи изменить нельзя». Поскольку фильм предваряла мощная рекламная кампания (особый упор делался на участие Высоцкого), аудитория в те часы собралась огромная. Впоследствии было подсчитано, что каждая новая серия фильма повышала нагрузку электросети в одной только Москве на 400 тыс. киловатт. Улицы страны пустели. Но самая интересная статистика и, может быть, лучшее свидетельство художественных достоинств фильма, находится в отчете МВД за 1979 г. В те пять вечеров, когда показывали «Место встречи…», не зарегистрировано ни одного преступления. Это ли не доказательство поистине волшебной силы киноискусства?.. |