История
Фильмы
Актеры
Режиссеры
Фото
Ссылки
Гостевая


Петр Тодоровский

Петр Ефимович Тодоровский

     Тодоровский Петр Ефимович родился 26 августа 1925года в городе Бобринец Кировоградской области область на Украине, режиссер, сценарист, актер, оператор, композитор.
     Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1967); Народный артист РСФСР (1985); Лауреат премии «Золотой Овен» (1995, за гуманизм творчества); Лауреат Государственной премии РФ (1996, за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, еще Анкор!» и «Какая чудная игра»); За выдающийся вклад в отечественный кинематограф награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» (1996) и Почетным призом Президента России (2000), орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000).
     Учился в Саратовском пехотном училище, окончил операторский факультет ВГИКа (1954, мастерская Б.Волчека).
     Режиссер принадлежит к славному военному поколению наших кинематографистов. Как у Григория Чухрая, Владимира Басова, Юрия Озерова, Василия Ордынского, Станислава Ростоцкого, и у него в начале жизни была война, пехотное училище, фронт, три года в армии после Победы. В кино начинал как оператор. Многим своим сверстникам режиссерам помог снять «их кино». Например, Марлену Хуциеву «Весну на Заречной улице» и «Два Федора». Затем самоучкой пришел в режиссуру, чтобы снимать «свое кино».
     И тут в нем открылись многие дарования: драматурга, композитора, а, главное, режиссера. И сразу определилось творческого лица необщее выражение: лиризм, мягкий юмор, смех, оттененный печалью, мужественный сдержанный драматизм, скромная поэтичность. Он проявил редкое умение работать на стыке жанров и делать человечное, доброе, «про жизнь», по-настоящему зрительское кино.
     Это могла быть лирическая комедия - «По главной улице с оркестром» или «Любимая женщина механика Гаврилова». Могла быть мелодрама - «Последняя жертва». Могла быть грустная притча - «Фокусник». И всегда это был жанр с поправкой на неповторимую режиссерскую индивидуальность Петра Тодоровского. Даже авантюрная мелодрама «Интердевочка», первый отечественный фильм о валютной проститутке, вопреки материалу, сохранил милосердие и чистоту художнического взгляда.
     С особой силой звучит его авторский голос в фильмах, обращенных к судьбе военного поколения. Они настолько же отображают биографию многих других, насколько и его собственную. Таким был его режиссерский дебют, фильм 1960-х годов «Верность», который сегодня он сам сурово называет «детским лепетом». Действительно, в 1980-е и 1990-е годы в фильмах этого цикла прибавилось горечи, жесткости, драматизма. Спали нецензурные путы, а главное, старше, мудрее стал сам режиссер. Теперь он яснее видит и глубже понимает трагедию своего поколения, у которого в социальном и политическом плане украли победу оплаченную такой невыносимой ценой. Оккупировав Европу, их силами; цинично презрев свои обязательства перед миллионами военнопленных и инвалидов. Но нравственно победу у лучших из них украсть не смогли. Она вошла в их дух, плоть, кровь. Благодаря Марлену Хуциеву, экран запечатлел и сохранил образ одного из них - Петра Тодоровского («Был месяц май»).
1940-е - начало 1950-х наша недалекая, но все более и более удаляющаяся от нас история. В трилогии Петра Тодоровского: «Военно-полевой роман» (1983) - «Анкор, еще анкор» (1992) - «Какая чудная игра» (1995) - мы заново переживаем ее. Ни любви, ни свободы, ни самой жизни - здесь победитель не получает ничего. Кроме нашего уважения, любви, жгучего чувства вины и долга, который уже не оплатить. А судьба наградила Петра Тодоровского именно в День победы, подарив ему сына.

Фильмография:
1956 Весна на заречной улице (Одесская к/ст) оператор
1956 Моя дочь (Одесская к/ст) оператор
1958 Два Федора (Одесская к/ст) оператор
1959 Жажда (Одесская к/ст) оператор
1960 Сильнее урагагна (Одесская к/ст) музыка песен
1962 Никогда (Одесская к/ст) режиссер, оператор
1965 Верность (Одесская к/ст) автор сценария, режиссер
1965 Над нами Южный Крест ( к/ст им.Довженко) музыка песен
1965 Рабочий поселок ( Ленфильм) вокал
1965 Если есть паруса (Одесская к/ст) худ.рук
1970 Был месяц май (Экран) актер
1970 Городской романс (Одесская к/ст) режиссер, автор сценария
1973 Своя земля (Экран) режиссер
1974 Вылет задерживается (Мосфильм) вокал
1974 Есть у меня друг (Одесская к/ст) худ.рук
1975 Последняя жертва (Мосфильм) режиссер, автор сценария
1977 Трясина («Нетипичная история») (Мосфильм) актер
1978 В день праздника (Мосфильм) автор сценария, режиссер
1981 Любимая женщина механика Гаврилова (Мосфильм (снимался в Одессе)) режиссер
1983 Военно-полевой роман (Одесская к/ст) композитор, режиссер, автор сценария
1986 По главной улице с оркестром (Мосфильм (снимался в Одессе)) режиссер, используемая музыка, автор сценария
1989 Интердевочка (АБ (Швеция)/Мосфильм) композитор, режиссер
1992 Анкор, еще анкор! (Мосфильм) автор сценария, режиссер, композитор
1992 Один (ВГИК, Дебют/Мосфильм) худ.рук
1992 Тень мальчика (Алем (Казахфильм) худ.рук
1993 Стрейнджер (Кадам/Казахфильм) худ.рук
1995 Какая чудная игра (Роскомкино/Мосфильм/Круг/Мирабель) режиссер, композитор, автор сценария
1998 Ретро втроем (Госкино/Мирабель) музыка песен, автор сценария, режиссер, композитор
1999 Пришельцам новым (Марив/ТРИТЭ/Союзтелефильм) используемая музыка
2001 Праздник композитор (Студия «38-42»/к/ст им.Горького) композитор
2005 Курсантыавтор сценария



Hosted by uCoz