![]() | |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() Кира Георгиевна МуратоваКира Муратова родилась 5 ноября 1934 года в бессарабском селе Сороки (ныне - Молдова). Изучала филологию в МГУ, в 1959 году окончила режиссерский факультет ВГИКа, где училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.В 1961 году Кира Муратова стала режиссером на Одесской киностудии. Как сценарист и режиссер Муратова дебютировала в 1962 году, совместно с Александром Игоревичем Муратовым поставив короткометражный фильм «У Крутого Яра», а через два года, с ним же, сняв полнометражную ленту «Наш честный хлеб». Свой первый фильм Кира Муратова назвала «Короткие встречи» - он и она, для любви – лишь секунды. Муратова сама сыграла там главную роль, ее партнером был Владимир Высоцкий. В 1968-м Сергей Герасимов сказал про молодого режиссера Киру Муратову: «Она необычайно последовательно в своем желании понять человека». После «Коротких встреч» были «Долгие проводы», дальше – опальные годы… Ее фильмы назвали «провинциальными мелодрамками» и запретили режиссеру Муратовой снимать на киностудиях Украины. Многолетний перерыв спровоцировал циничные, злые картины – «Среди серых камней» и «Перемена участи». Дальше, с эффектом взорвавшейся гранаты, - «Астенический синдром». За него в 90-м Муратова получила Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале. Когда в 1995-м году режиссеру Кире Муратовой вручили сразу премию «Триумф» и две «Ники», она сказала «Не к добру все это. Закон природы – сколько в одном месте прибудет, столько в другом убудет». Она, без преувеличения, самый загадочный режиссер современности. Редко появляется на публике, редко дает интервью и продолжает с упорством снимать кино – на полуразрушенной Одесской киностудии. Фильмы Киры Муратовой можно любить, можно ненавидеть, но не узнавать невозможно. Если нужно объяснить непосвященному, что такое авторское кино – достаточно показать ее картину. Любую и с любого места. «Три истории», «Второстепенные люди», «Чеховские мотивы», недавний «Настройщик» укрепили муратовский культ, зафиксировали в общественном сознании, что ее картины – о том, как можно слушать и не слышать, что ее герои, как заклинание, будут в каждом фильме повторять слова и фразы. Кира Муратова, режиссер: «Я не стремлюсь к злободневности, к журналистской публицистичности, я живу в этом времени…» Муратова предпочитает не работать со звездами – ее актеры – малоизвестны или вообще любители. Впрочем, она открывала настоящие таланты – это Нина Русланова, Зинаида Шарко, Рената Литвинова. Рената Литвинова, заслуженная артистка России: «Она одновременно поет свою песню и одновременно все время делает совершенно разные картины. Я ее называю настоящей. Она моложе всех. Она рокер, панк. Очень дерзкая». «Правды нет! – говорит Кира Георгиевна, – есть мироздание и его хаос!» Она всегда предлагает зрителю исцеление – электрошоком или путем патологоанатомического вскрытия – не суть. И на таких как она, сумасшедших и самостоятельных режиссерах, и держится то, что зовут искусством кино. Фильмография: 1961 У крутого яра режиссер, сценарист 1964 Наш частный хлеб режиссер 1967 Короткие встречи актриса (роль - Валентина Ивановна), режиссер, сценарист 1969 Опасные гастроли актриса 1971 Догие проводы режиссер 1978 Познавая белый свет режиссер, сценарист 1983 Среди серых камней режиссер, сценарист 1985 Я тебя помню монтажер 1987 Перемена участи режиссер, сценарист 1989 Астенический синдром режиссер, сценарист 1992 Чувствительный милиционер режиссер, сценарист 1993 Посторонний/ Жираф актриса 1994 Увлеченья режиссер, сценаристр 1997 Три истории режиссер, сценарист 2002 Второстепенные люди режиссер, сценарист 2003 Чеховские мотивы режиссер, сценарист 2004 Настройщик режиссер, сценарист |